Симон Воломский, Крестовоздвиженскя Симоно-Воломская пустынь

Воломы

Home / Исследование / Вступление

Вступление

Данная тема является частью общей проблемы исследования малых монастырей Русского Севера. До настоящего времени проблема эта в научной литературе не была обозначена. В силу своих специфических особенностей и малоизученности малые монастыри Русского Севера требуют особого подхода, который еще не определен.
Целью данной работы является комплексное исследование вновь выявленного памятника истории и архитектуры — Крестовоздвиженской Симоно-Воломской пустыни как представителя неизученного типа малых монастырей Русского Севера.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
— представить краткий обзор монастырской колонизации на Русском Севере;
— вести в научный оборот вновь выявленный памятник истории и архитектуры;
— собрать и выявить источники по истории обители;
— по возможности решить проблему датировки и достоверности большинства из них;
— рассмотреть перспективы дальнейшего исследования.
Хронологические рамки данной работы охватывают период с момента основания монастыря в начале XVII в. и до настоящего времени, также включая и предысторию обители (житие основателя), что определено целью наиболее полного рассмотрения истории зарождения и развития пустыни, а также судьбы памятника и после закрытия монастыря.
Объектом исследования является вновь выявленный памятник истории и архитектуры Крестовоздвиженская Симоно-Воломская пустынь, находящийся в Устюжском районе Вологодской области. Монастырь, ставший объектом исследования, является частью единой монастырской сети и проводником монастырской колонизационной политики на Русском Севере; в дальнейшем, при рассмотрении ряда подобных ему памятников можно будет выявить общие тенденции, характерные для малых монастырей Русского Севера. На данном этапе работы комплексное исследование Крестовоздвиженской Симоно-Воломской пустыни позволит выявить картину зарождения и развития малого монастыря Русского Севера в данном регионе, в конкретной социо-культурной ситуации, в определенных природных условиях.
Исследование памятника включают сравнительный анализ всех собранных нами источников по истории обители, который позволит осветить историю памятника и проследить изменения, происшедшие с ним во времени.
Данное исследование является первой на сегодняшний день попыткой рассмотреть историю этого памятника и тем самым обозначить возможные аспекты проблемы исследования малых монастырей Русского Севера. Также впервые рассматривается малый монастырь на основе комплексного подхода, который предлагает привлечение всех видов источников, включая и этнографические данные.
Обобщающих работ непосредственно по рассматриваемой теме нет. Ни Северо-Двинское общество изучения местного края, ни Вологодское общество изучения Северного края историей этого небольшого монастыря не заинтересовались. Такие известные вологодские историки-краеведы, как прот. Арсений Попов, И.В.Евдокимов, И.Н.Муромцев, А.Е.Мерцалов, А.К. и В.К. Лебедевы, и др. даже не упоминают о Симоновой пустыни. А многочисленные путеводители и статьи-очерки о святынях и примечательных храмах Вологодской губернии просто обходят эту обитель стороной.
Использованная в дипломной работе литература условно может быть разделена на три группы. К первой группе относятся исследования по русской истории, различные монографии и диссертационные работы по архитектуре данного региона и иконографии. Сюда относятся в первую очередь работы В.О.Ключевского. В первой главе общие сведения по истории вологодского края излагаются в основном по работе А.В.Камкина “Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года”, Географическому Статистическому Словарю Российской Империи составленному В.П.Семеновым (Тян-Шанским), а также по работам по истории архитектуры Вологды и Великого Устюга. Непосредственно при исследовании архитектуры памятника были широко использованы различные работы, в том числе и диссертационные, по северно-русскому церковному зодчеству с привлечением данных, опубликованных в Известиях Императорской Археологической комиссии.
Ко второй группе относится справочный материал по истории обители, включающий в основном сокращенное жизнеописание основателя монастыря. Основными из них являются известные обзорные труды по истории монастырского строительства В.В.Зверинского и А.Ратшина, где содержатся отдельные сведения, носящие справочно-библиографический характер. М.В. Толстой в “Истории Русской Церкви” также приводит в сжатом изложении пересказ Жития. Краткие данные из энциклопедических словарей (в том числе Брокгауза и Ефрона) не содержат каких-либо дополнительных фактов. К этой же группе мы предлагаем отнести и различные печатные редакции Жития.
В третью группу входят статьи по истории монастыря и специальные работы (описания, статьи), посвященные отдельным источникам или затрагивающие источники по истории обители. Сюда относится известная работа В.О.Ключевского “Древнерусские жития святых как исторический источник”, где приводится описание и анализ рукописного Жития основателя, труды Д.С.Лихачева, посвященные проблемам литературы Древней Руси. Подробное описание рукописи приводится в работе Т.Н.Протасьевой. Также в работах И.Н. Некрасова и А.Н. Власова, посвященных проблемам Устюжских агиографических памятников, рассматривается это же произведение. Исследование К.Н.Сербиной дает представление о истории создания и достоверности такого источника как Великоустюжская Летопись. Отдельные статьи по северной иконописи помогают освятить проблему иконографии. К третьей группе относится также вспомогательный материал, привлеченный нами при датировке списков Жития. Это альбомы филиграней и атлас А.С.Зерновой по орнаментике книг Московской Печати Кирилловского шрифта XVII-XVIII веков.
При написании работы были использованы следующие виды источников:
— Письменные источники, в число которых входят различные печатные редакции Жития основателя пустыни, один из опубликованных списков Великоустюжского Летописца и Сводный Иконописный Подлинник XVII века по списку Г.Д.Филимонова. Из неопубликованных источников сюда относятся Житийные списки и две грамоты (ставленая и челобитная), дающие некоторое представление об истории монастыря после смерти его основателя.
— Устные источники, куда входят местные предания, собранные нами в ходе самостоятельных работ 1999 г.
— Особого изучения требуют изобразительные источники. Это иконографический материал, содержащийся в настенных росписях Крестовоздвиженской церкви, иллюстрирующих житие преп. Симона, семь выявленных нами икон, находящихся в Вологодской области, и опубликованная миниатюра, изображающая основателя монастыря на фоне архитектурных строений.
— К вещественным источникам, на сегодняшний день, можно отнести пока что только непосредственно саму Крестовоздвиженскую церковь бывшей Симоно-Воломской пустыни – руинированные остатки четверика и колокольни.
В ходе сбора перечисленных источников нами было выяснено, что в Министерстве Культуры о существовании такого памятника истории и архитектуры не знали, не было никакой информации и в местном Вологодском Управлении по охране памятников. Крестовоздвиженская Симоно-Воломская пустынь нигде не числилась. В 90-91-х гг. населенные территории этого района были обследованы этнографической экспедицией Вологодского Педагогического института, в составе которой были и москвичи. Достаточно частые упоминания информаторов о бывшем Симоновом монастыре побудили некоторых членов экспедиции в июне следующего года добраться до описываемого места. Дополнительную информацию удалось получить у местного краеведа — Сараевского школьного учителя истории Рыбина Михаила Ревокатовича, неоднократно бывавшего на Воломах (им также были предприняты попытки отыскать часовню Крест). В начале 90-х вспомнили о преп. Симоне местные церковные власти. Из Кичменгско-Городецкого краеведческого музея в Симоно-Воломскую пустынь была направлена небольшая разведочная экспедиция в 1993 году. Ее возглавили директор музея Сергей Александрович Щепелин и священник Сергей Колчеев – настоятель Казанского храма города Никольска. Тогда же было установлено место захоронения преп. Симона. Летом 1996 года, на день его памяти (12/25 июля), было совершено первое паломничество. Территория пустыни была (частично) расчищена и отслужен молебен. Теперь в храме есть памятная табличка: “Преподобномученик Симон Воломский 1586-1641. память 12/25 VII”. Летом 1997 года снова было совершено паломничество (уже в составе до 50 человек), причем, накануне дня памяти святого на Воломах побывал Владыка Максимилиан, епископ Вологодский. В том же году, но в начале июля, удалось побывать на Воломах и автору данной работы. Заинтересовавшись рассказами одного из московских участников этнографических экспедиций 90-91гг. о заброшенном монастыре в глухих вологодских лесах, мы отправились на Воломы в составе четырех человек. Был пройден маршрут от села Сараево, через деревни Брод и Бакланово, фактически повторивший путь основателя монастыря — преп. Симона, как это выяснилось позже. На месте был отснят видео и фотоматериал, дающий представление об интересующем памятнике, и сделано предварительное описание настенных росписей. Уже в Москве, в университете, на кафедре источниковедения было решено провести исследование с целью продатировать Воломскую церковь. Постепенно стало выясняться, что о памятнике ничего неизвестно. Существуют лишь краткие биографические сведения, повествующие о житии преп. Симона, основателя монастыря, и данные о том, где он был похоронен.
В марте 1999 г. обработанный нами материал по архитектуре Крестовоздвиженской церкви обсуждался в Институте Искусствознания, на заседании Сектора Свода Памятников. Предварительно в Министерстве Культуры нами были получены две рецензии от куратора Свода памятников истории и культуры Вологодской области Г.К. Смирнова и искусствоведа Центра традиционной русской культуры “Преображенское” П.Н. Шармина.
Летом 1999 г. были проведены самостоятельные архитектурно-обмерные работы, в ходе которых был собран также дополнительный фотоматериал и записи местных преданий, бытующих в Великом Устюге и в деревнях близ села Сараево Кичгородецкого района Вологодской области. Кроме этого нами было проведено исследование по датировке выявленных тогда же икон совместно с научными сотрудниками и реставраторами Устюжского и Вологодского Историко-Художественных и Архитектурных музеев-заповедников. А также выявлен список Жития Симона Воломского (XIX в.) из частного собрания в Великом Устюге.
По результатам проведенной работы был прочитан доклад “Преподобный Симон Воломский и его иконография” на научной конференции “Филевские чтения-99” (тезисы по докладу находятся в печати); также по настоящей теме подготовлена этнографическая статья “Симонова память” для издания “Живая старина” (в печати).
Материалы исследования планируется использовать в дальнейшем для паспортизации Крестовоздвиженской церкви как памятника архитектуры местного значения.

По благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, 2000 г.

>> <<