Симон Воломский, Крестовоздвиженскя Симоно-Воломская пустынь

Воломы

Home / Житие

Житие

ПРЕПОДОБНЫЙ СИМОН ВОЛОМСКИЙ

Преподобномученик Симон — новый чудотворец — родился в первое лето царствования благочестивого царя Федора 18 сентября 1586 года в вотчине Волоколамского Иосифова монастыря и в святом крещении был назван Симеоном. Отец его Михаил — сдельный монастырский крестьянин — воспитывал своего сына так, как и сам был воспитан, приучая отрока к хозяйству, земледельческим трудам и приготовляя в нем себе помощника и кормильца на старость. В 1607 году, в несчастное царствование Шуйского, наставшие тогда в России волнения и беспорядки, грабежи и убийства то от поляков и литовцев, то от своих изменников, совершенно разорили крестьян. Обнищавший отец Симеона вынужден был бежать в другое место. Симеон же, не успев уйти вместе с ним, бежал в Москву, где пристал к одному портному и стал учиться у него шить одежду.
Научившись портному мастерству, Симеон вздумал уйти из столицы в более тихое и безопасное место, удаленное от военных тревог. Направившись к северу, он дошел до Устюга, а затем отправился водою к Белому морю в Соловецкий монастырь. Ему понравилась тихая и спокойная жизнь на морском острове, радушно и ласково он был принят монахами и решился остаться в монастыре, чтобы потрудиться на пользу обители. Его определили на послушание в швальню.
Прибыв в монастырь неграмотным, он вскоре научился грамоте и церковному пению и сколько был усерден к церковным службам, что старался не упускать ни одной из них ни утром, ни вечером, исправляя в точности и данную ему работу.
Мало-помалу в сердце молодого человека возгорелось желание совершенно оставить мир и постричься в монахи. Пробыв в Соловецком монастыре три года, он оставил его и отправился Двиною из Соловков искать себе более уединенного и безмолвного места. Возвращаясь из Соловков, он услышал, что на реке Пинеге, на Черной горе находится монастырь Пресвятыя Богородицы Грузинския. Узнал он также, что настоятель монастыря- игумен Макарий-старец весьма учительный и опытный в жизни духовной. Пожелав отправиться туда, Симеон пришел в монастырь и просил игумена принять его и удостоить иноческого пострижения. Игумен согласился принять его и после многих назидательных бесед и наставлений удостоил ангельского образа, нарекши вместо Симеона Симоном. Это было в 1610 году, когда уже Симону было 24 года от роду.
Несказанно рад был Симон своему новому званию, с юношеским жаром предался иноческим подвигам, безропотно исполнял все тяжелые монастырские работы. Для большего умерщвления плоти он носил под одеждой на голом теле жесткую и тяжелую власяницу. Через некоторое время игумен назначил ему определенное занятие в поварне и пекарне. Здесь, в молчании приготовляя пищу для братии и смотря на огонь в печи, Симон представлял в своем уме огонь геенный, ожидающий грешников. Постелью для него служила голая земля, пища и питие всегда у него были перед глазами, но едва ли кто в обители употреблял их реже и меньше его и более его постился
Спустя некоторое время Симон начал помышлять о том, чтобы достигнуть совершенного безмолвия, чтобы в уединении, неведомо для людей, работать единому Богу. Он поведал мысль свою игумену, прося его рассуждения и благословения. Игумен Макарий с миром отпустил его из обители, благословив искать жития более безмолвного и совершенного
Преподобный устремился к Новгороду, славившемуся множеством обителей и святостью обитавших там иноков. Но, обойдя многие пустынные места, Ладогу и Корелу, не мог найти себе места по мысли. Побывал он и в Москве, затем посетил монастыри, находившиеся в окрестностях Вологды, и отправился к знакомому для него Устюгу. Плывя Сухоной, он везде спрашивал, не знает ли кто тайного пустынного места, где он мог бы поселиться и жить в совершенном уединении. Один крестьянин сказал ему, что такое место есть в верстах двадцати от Сухоны по речке Кичменьге, называемое Волмы. Оно со всех сторон окружено непроходимыми лесными чащами, мхами и болотами, а ближайшие от него селения находились в 20-25 верстах.
Преподобный Симон прибыл в Устюг 8 июля на праздник преподобного Прокопия и, поклонившись святым мощам его, через несколько дней отправился в путь вверх по реке Юг до селения Кичменгского и по речке Кичменге до деревни Сараевской и оттуда до Волмы. Здесь он стал рубить лес для построения себе малой кельи. Это было 26 июля 1613 года.
Пять лет провел преподобный Симон на Волмах в непрестанных трудах и лишениях, никем не знаемый и не слыша в своей пустыни даже голоса человеческого. Когда же узнали о нем окрестные жители, многие из них отнеслись враждебно к его поселению в их стране и старались его выжить из пустыни, нанося ему различные обиды и оскорбления.
И все же, когда ревнителей благочестия собралось несколько, они стали просить старца построить церковь и завести общежитие. Тогда он решился отправиться в Москву для получения на то дозволения и грамоты от государя. Это было уже в царствование Михаила Федоровича. Благочестивый царь, милостиво приняв пустынника, удостоил его своей беседы и дал ему жалованную грамоту на просимую им ненаселенною землю и лес, по которой представлялось ему владеть пространством на 10 верст во все стороны от его кельи.
Возвратившись из Москвы с царской грамотой, преподобный Симон приложил труды к трудам, чтобы очистить более пространства и приготовить лес для строения церкви. При его неусыпных трудах церковь вскоре была построена, а также прочие необходимые для общежития службы.
Оказавшись опять на Волме, усердный ревнитель крестного пути Христова освятил построенную им церковь в честь Животворящего Креста Господня. С принятием на себя сана священства он предался еще большим подвигам, служа для своей пустынной братии примером трудолюбия, кротости и простоты сердечной, поста и молитвы. Но по мере того, как он побеждал и умерщвлял в себе страсти, возрастала к нему зависть и злоба врагов — крестьян одной окрестной деревни, гневавшихся на то, что он владел землей и лесом на Волмах, хотя они никогда ими не пользовались, да и не могли иметь в них никакой надобности.
Прошло уже около 20 лет с того времени, как дана была преподобному царская грамота и устроена была на Волмах иноческая обитель, уже широко распространилась в окрестности слава о подвигах преподобного Симона, добрые люди радовались тому, что среди непроходимых лесов и дебрей, где прежде были логовища диких зверей, подвизаются трутники и прославляется имя Божие. Между тем грубые и злые люди более и более злобились на него. Видя, что ни сожжением церкви, ни другими многими оскорблениями и обидами они не могли победить терпения старца и заставить его удалиться из их страны, они решились наконец отнять у него царскую грамоту, чтобы потом разрушить пустынь и прогнать его, как поселившегося самовольно.
Однажды, когда преподобный Симон рубил лес в некотором отдалении от обители, к нему подошли три крестьянина, которые ласками и угрозами стали требовать у него царскую грамоту. Затем они схватили его за волосы, повергли на землю и навалили на него тяжелую колоду, угрожая смертью, если он не исполнит их требования. Старцу пришлось просить их отпустить его за грамотой. Монастырские люди, услышав о случившемся, бросились было искать злодеев, но те успели убежать и скрыться.
Когда приблизился праздник праведного Прокопия Устюжского, народ, по обыкновению, со всех сторон пошел на поклонение святому угоднику туда же отправилась и большая часть братии немногочисленной Симоновой пустыни. Узнав об этом, злодеи не пропустили благоприятного для них случая исполнить жестокое намерение. Ночью они пришли в пустынь и, найдя в ней совершенно одинокого преподобного, стали бить его и терзать разными пытками, нанося ему раны железом, опаляя огнем, чтобы получить царскую грамоту. Преподобный упросил их на минуту отпустить его для отыскания грамоты и, войдя в церковь, пал перед иконой Божией Матери, со слезами молясь Ей и поручая свою обитель Ее покрову и заступлению. Затем помолившись Господу Иисусу, чтобы послал ангела мирно принять его душу, он причастился Святых Тайн и безбоязненно вышел из церкви к своим мучителям: «Теперь я готов, делайте со мною, что хотите».
«Много мучища, наругающиеся ему и ножи разбодоша св. тело его и наконец отсекоша честную главу его и повергоша тело близ его кельи. Скончался пр. Симон в лето 1641 месяца Июля в 12 день, тело же его лежаще многи дни никем не вредимо ни от зверей, ни от птиц и насекомых, ни от скота тамо живущего, кровь же, истекшая из св. тела его, ссядеся яко камень», — говорит древний списатсль его жития. Преподобный мученик был похоронен в построенной им церкви. Преподобному Симону было 55 лет и 10 месяцев когда он принял мученическую свою кончину, но он был уже сед и казался гораздо старее от постоянных чрезмерных трудов и лишений.
Убийцы преподобного Симона, ослепленные завистью и злобой, думали, что со смертью его разрушится и основанная им Крестовоздвиженская Воломская обитель, а место ее достанется им, но они жестоко обманулись в своей надежде. Скоро Господь прославил Своего угодника, гроб его сделался источником благодатных чудес и исцелений и стал привлекать отовсюду множество богомольцев. На том месте, где была отсечена глава преподобного, и невинная кровь обагрила землю, вскоре выросла высокая кудрявая береза, широко осенив его своими ветвями и служа нерукотворным памятником страдальческой его кончины. Вскоре после смерти преподобного у гроба его стали совершаться чудеса.
Память преподобного Симона совершается в день его убиения 12 июля по старому стилю, служба ему составлена во второй половине XVII века, когда началось его почитание. В древнем рукописном житии святого записано 26 чудес, совершившихся при его гробе.

По благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, 2000 г.

>> <<