Симон Воломский, Крестовоздвиженскя Симоно-Воломская пустынь

Воломы

Home / Исследование / Глава 1. Краткие историко-географические сведения

Глава 1. Краткие историко-географические сведения

История христианства на Русском Севере связана, в первую очередь, с образованием целой сети монастырей, охватившей огромную территорию. “Если вы проведете от Троицкого Сергиева монастыря две линии, — пишет В.О.Ключевский, — одну по р. Костроме на реку Вычегду, другую по Шексне на Белоозеро, этими линиями будет очерчено пространство, куда с конца XIV века, усиленно направлялась монастырская колонизация из монастырей центрального междуречья Оки-Волги и их колоний. Небольшие лесные речки, притоки Костромы, верхней Сухоны и Кубенского озера… унизывались десятками монастырей, основатели которых выходили из Троицкой Сергиевой обители, из Ростова (св. Стефан Пермский), из монастырей Каменного на Кубенском озере и Кириллова Белозерского. Водораздел Костромы и Сухоны, покрытый тогда дремучим Комельским лесом, стал русской заволжской Фиваидой. Движение шло полосами по рекам, не соблюдая географической последовательности, делая широкие скачки от Троицкого Сергиева монастыря к Белоозеру (монастырь Кирилла Белозерского), а с Белоозера прямо на Соловецкий остров, сливаясь с боковым течением, шедшим туда же к Белому морю из Новгорода”.

На Севере начало монастырской колонизации положил предприимчивый устюжанин Стефан Пермский (Первый епископ Перми Великой). Он шел на пермян не с огнем и мечем, а с книгой. И центром деятелей монастырской колонизации на Севере был Троице-Сергиев монастырь: ученики св. Сергия основывали обители (такие как Павлов Обнорский, Кирилло-Белозерский монастыри и др.), которые становились в свою очередь проводниками монастырской колонизационной политики. Позднейшими отголосками этой войны в Устюжском крае в XVI-XVII вв. были Николо-Коряжемский, Троицкий-Телеговский, Симоно-Воломский монастыри, Христофорова пустынь.
Монастырское учредительство действительно заметно активизировалось в последние десятилетия XIV века. И вскоре на глазах одного двух поколений их количество на Севере утроилось, и в целом с конца XV и по XVII век на Севере было основано 180 монастырей и пустынь. Конечно, некоторые из них существовали непродолжительное время (горели, закрывались, разорялись с потерей покровителей и т.п.). Но в целом можно считать, что к исходу XVII столетия на Севере было около 170-180 монастырей и пустынь, из которых, как отмечает А.В. Камкин в книге “Православная церковь на Севере России”: “примерно каждый седьмой монастырь — Русской Православной Церкви”. Среди них выделяют монастыри различных типов: от крупных обителей-вотчинников до малых обителей — богаделен, общин.
На территории Вологодской области наиболее активная волна колонизации пришлась на конец XV – первую треть XVI вв. Бытует мнение, что создатели новых монастырей стремились к формированию крепких хозяйственных организмов и к этому времени не были уже непосредственно связаны с политическими устремлениями центральной власти. Лишь два монастыря возникли севернее Вологды, все прочие основаны южнее, на сравнительно хороших землях. Иную картину можно наблюдать на Вологодской земле во второй половине XVI – XVII вв. Возникающие в это время монастыри сколько-нибудь значительными не становились и зачастую исчезали после нескольких десятилетий существования. Характерно, что крупные монастыри, как важный феномен культуры, на сегодняшний день, активно изучаемы, тогда как малые обители находятся вне внимания исследователей.
Мы знаем очень немного о малых монастырях, глубинных уголков Севера. По-видимому, их было несколько десятков. Большинство из них, просуществовав век — полтора, исчезали почти бесследно, оставив после себя в исторических источниках лишь одно — два упоминания. Малые монастыри Севера, чаще всего возникавшие в черносошных волостях, вдали от городов, больших монастырей и церковных центров — это уникальная страница истории монашества, фактически почти не изученная, и период их бытования XVI — XVII столетия — сравнительно недолговечен, т.к. новые времена сделали их существование невозможным.
К XX в. от монастырей такого типа реально почти ничего не сохранилось за редким исключением. Хорошо, если живы предания, а церковь действует как приходская. Гораздо чаще обители эти оказываются стертыми с лица земли, порастают лесом или застраиваются современными постройками, и о существовании их забывают.
Существовало два варианта малых монастырей. Первый — это монастыри, оформившиеся вокруг некоторых приходских храмов. “Здесь образовывались своеобразные общины “старцев” или “стариц”, — пишет А.В.Камкин в книге “Православная церковь на Севере России”, — ими могли стать и те бобыли и нищие, живущие в кельях близ сельских церквей. Вполне вероятно, часть из них имела законное пострижение игумена или строителя какого-нибудь местного монастыря. Эти малые обители были наиболее близки крестьянству. Их жизнь определялась волей и традицией местного “мира”. Содержали их всем обществом”. И совсем иной вариант представляли собой монастыри, образовавшиеся вокруг кельи отшельника — монаха. К этому типу относился и Крестовоздвиженский Симоно-Воломский монастырь.
Он была основан в начале XVII века одним из многочисленных Вологодских святых – преподобным Симоном Воломским.
Киевский митрополит Евгений Болховитинов (1808-1813гг. — епископ Вологодский) составил список всех святых, подвизавшихся в пределах Вологодской епархии, прославленных церковью и местночтимых. В этом списке 73 человека. Иоанн Верюжский в книге “Исторические сказания о жизни святых подвизавшихся в Вологодской епархии…” и Семенов в Географически Статистическом Словаре Российской Империи указывают 75 человек, при этом Иоанн Верюжский оговаривается, что в древних рукописных святцах, в книге “Описание о Российских святых”, (рукописи XVIII века библиотек Московской Духовной Академии и Киевософийского собора), лицевом подлиннике библиотеки Филимонова и списке Вологодских святых, составленном в 1811 году митрополитом Евгением, а также и на древних иконах вологодских чудотворцев, находятся еще восемь святых, но о них ничего, кроме имен не известно. Преподобный Симон Воломский входит в число 73 угодников Божьих, попавших в топографический список митрополита Евгения. Из этого списка видно, что в основном все эти святые подвизались в период времени с первой половины XII века до второй половины XVII в. Большее число их жило в XVI и XVII столетиях, и местами их святой жизни и деятельности были по преимуществу Вологда, Устюг и Тотьма, с их окрестностями. Это были люди всех возрастов и почти всякого рода деятельности, звания и состояния. От крестьянина до князя. Большинство из них выбрало иноческий путь жизни, из коих 32 явились основателями монастырей и пустыней. Если же взять только Устюжский уезд, то мы увидим, что из восьми святых, подвизавшихся здесь, трое положили начало монастырскому житию, среди них и преп. Симон.
Монастырь, основанный им, просуществовал не долго, чуть больше ста лет – до середины XVIII века – до Екатерининских реформ, связанных с секуляризацией монастырских земель. Согласно информации, приведенной у А.Ратшина и В.Зверинского, Екатерина II упразднила монастырь наряду со многими другими своим указом “О штатах”. К этому моменту за монастырем уже числилась 71 душа крестьян.
Территориально пустынь находилась в 60-65 км к юго-западу от города Великий Устюг Вологодской области, в верховьях реки Кичменги (приток реки Юг), в лесах, называемых Воломскими или Воломы (карта, стр.17).
К югу от Великого Устюга, километрах в 70-80, расположен районный город — Кичменгский Городок, основанный в конце XV столетия, на месте слияния рек Юга и Кичменги. Приблизительно 40 км разделяют Кичменгский Городок и село Сараево, находящееся на северо-западе от города, в среднем течении р. Кичменги. От села на север шла до Волом прямая дорога вдоль реки через деревни Новоселово, Брод и Бакланово, расстояние между которыми 3-4 км, и далее около 35 км по деревянной дороге — лежневке, через глухие леса и болота, мимо часовни Крест (точное местоположение часовни неизвестно), по преданию находившейся где-то в полпути до Волом и поставленной самим Симоном, и выходила к первой деревне Дор, от которой осталось на сегодняшний день только одно деревянное строение. Затем одно за другим шли селения, ныне нежилые: Анисимов починок и деревни: Мельница и Мартыниха, село Погост, образовавшееся вокруг Крестовоздвиженской церкви бывшей Симоно-Воломской пустыни, Покровка, Зимняк, Макеиха, и Золотарь. Далее дорога шла на север и северо-восток до Великого Устюга. Лежневка, соединяющая деревню Бакланово (ближайший населенный пункт) и Воломы еще существует сегодня, но находится в тяжелом аварийном состоянии и может использоваться только как пешеходная. Дорогой этой почти никто не пользуется. Хотя совсем еще недавно ездили сюда на сенокос, а сейчас редко когда забредет охотник.
Сегодня можно еще добраться до места и другим путем. От поселка Полдарса проходит бетонная дорога мимо Волом на расстоянии около пяти километров. Но во времена Симона Воломского попасть сюда иначе, нежели дорогой, описанной выше, было нельзя. И житие святого описывает именно этот маршрут.
Великий Устюг, некогда уездный город Вологодской губернии, близ которого располагалась Симоно-Воломская пустынь, был основан на рубеже XII-XIII веков (первое летописное упоминание относится к 1207 году) выходцами из Владимиро-Суздальского княжества на месте слияния двух рек – Сухоны и Юга (от сюда и название “Устюг” – устье Юга). Издревле Север представлял собой край бесконечных непроходимых лесов, где продвигаться можно было только водными путями, и все развитие этого региона было обусловлено наличием целой сети рек. Устюжский край, или Верхнедвинский бассейн, занимал территорию, расположенную в верховье Северной Двины, по ее притокам средней и нижней Сухоне, Югу; нижнюю Лузу и нижнюю Вычегду и междуречье Северной Двины с волжскими притоками Унжей, Камой, Юзой, Ветлугой и Вохмой. Река Кичменга, на которой располагалась Симоно-Воломская пустынь, неглубокая, но быстроводная и очень извилистая, впадает в Юг. Берега этих рек были обжиты еще в древнейший период истории. Археологические раскопки, проводимые на территории Кичгородецкого района, выявили стоянки древних людей мезолитического периода (VII-V тыс. до н.э.), а также периодов неолита и раннего металла. Позднее эти места обжили финноязычные племена, которые заселяли территорию отдельными, редкими очагами. Известны эти племена под собирательным названием “чудь заволоцкая” или “чудь белоглазая”. Этническая принадлежность их до сих пор вызывает споры, но большинство исследователей склоняются к мысли, что это были прибалтийско-финские племена.
Проникновение славян на территорию края было постепенным. Оно началось в IX-XI веках. “Чудь белоглазая в землю ушла”, часто можно услышать в преданиях Русского Севера, повествующих о том, как целые семьи молчаливой “чуди” прятались в ямы, перекрытые бревнами и дерном, и при приближении “колонизаторов” перебивали подпоры, оказываясь заживо погребенными. К концу XV века здесь прочно обосновались русские, ассимилировавшие местное население.
Так как заселение Устюжского края шло в основном двумя миграционными потоками русских – Из Новгорода Великого и Ростово-Суздальской земли, то в результате эта территория оказалась как бы в зоне двух сфер влияния. Великий Устюг вплоть до XVI в. был военным форпостом на северо-восточных окраинах Ростово-Суздальского княжества, а после присоединения к Москве – Московского, обороняя его рубежи от набегов вогуличей, югры, новгородцев и двинян. Глубинные районы Сухоны, Двины и Вычегды осваивались преимущественно в XIV-XVI вв. при продвижении сюда выходцев из Нижегородских переделов и утверждении власти Московских князей.
К XV в. относится и строительство укрепленной крепости Кичменгского Городка, на месте слияния рек Юга и Кичменги, который был предназначен отражать вражеские набеги и играл эту роль вплоть до первой четверти XVII века. Согласно писцовым книгам Устюжского уезда, последний раз защитники Кичгородецкой крепости разгромили польский отряд в 1613 году — более 700 человек, но уже ко второй половине XVII века крепостные стены были разобраны. Кичменгская крепость потеряла свое военное значение, гарнизон был распущен. К середине XVI века в основном был завершен процесс формирования централизованного Русского государства, границы которого значительно расширились. В это время и Великий Устюг, и Кичменгский Городок, оказавшись в глубине территории вновь созданного государства, вдали от его границ, фактически утрачивают функции города-воина, а Великий Устюг постепенно превращается в крупный центр развития промышленности, ремесла и торговли. Через Устюг проходит торговый путь на Запад из Москвы в Белое море. И уже во второй половине XVI в. в официальных документах к названию города присоединяют эпитет “Великий”, что приравнивало его к таким городам как Новгород и Ростов. К этому времени, к XVI-XVII вв. в целом успевает сложиться историко-этнографический и культурный облик Устюжского края.
До 1668 г. Великий Устюг с окрестностями входил в состав Ростовской епархии и в городе из 10 существовавших в то время монастырских дворов, был двор Ростовского митрополита Варлаама “на приезд десятильником”, т.е. митрополичьим чиновникам. И житие преп. Симона Воломского говорит о том, что ему пришлось отправиться в Ростов испросить у епархиального начальства антиминс и благословение на освящение построенной им церкви. И только в 1668 году, по свидетельству Устюжского летописца, была учреждена Великоустюжская епархия. С 1682 в состав ее вошли Устюжский, Тотемский и Соль-Вычегодский уезды, а через 3 года и Яренский уезд. В последние десятилетия 18 века правительство Екатерины II, а затем и Павла I постоянно занималось вопросами административно-территориального деления империи. Теперь епархиальные границы должны были совпадать с границами губерний. В результате этого в 1788 году Устюжская епархия была упразднена, все церкви передавались в ведение Вологодской епархии, а после соединения в 1796 году Вологодской губернии и Великоустюжской области в одну губернию, здесь наступило полное совпадение губернских границ с епархиальными.
И Кичменгский Городок, и Великий Устюг принадлежали средней части Вологодской губернии, заключавшей в себе уезды: Никольский, Великоустюжский, Тотемский и большую часть Вельского. Все пространство – обширная площадь, покрытая лесом, в которой все население и культура сгруппированы вдоль течения рек. По статистическим данным Семенова В.П. из Географического словаря Российской Империи, изданного в 1853-1888 году, пахотные земли в этой части губернии к середине XIX века занимали не больше 4% всего пространства, 95% пространства было занято лесами. Местное население, как систему хозяйства, использовало лядинные или подсечные земли, когда выжигалась часть леса, сеяли несколько лет на этой территории и потом запускали ее под лес снова. Сеяли лен, а по рекам Сухоне и Югу – хмель. Среди промыслов преобладали в особенности лесные и отчасти охота. Помещичьих земель здесь почти не было, а существовало только крестьянское хозяйство. Но так было не всегда. Сразу после падения Новгорода в XV в. земли Вологодской округи стали центром притяжения поместного землевладения. До этого основная часть земельных угодий здесь находилась в руках черного крестьянства, а крупные монастырские и боярско-княжеские вотчины были немногочисленны. Но уже к середине XVI в. прежде свободные земли в непосредственной близости от Вологды и южнее города почти полностью были сконцентрированы в руках представителей служилого сословия, а севернее Вологды численность и территория свободных крестьянских миров сольно сократилась. Процесс закрепощения черносошного крестьянства с не меньшей активностью протекал и в последующие годы, в результате чего к середине XVII столетия от прежде сплошь свободного черносошного мира остались лишь незначительные осколки в северных частях зоны.
Симон Воломский пришел в глухие леса на берегу Кичменги, носящие название Воломские или Воломы. Откуда пошло это название? Возможно, оно досталось по наследству от племен, некогда заселявших глухие леса по берегам Кичменги. Конечно, к моменту прибытия сюда преподобного Симона, “чудь белоглазая” уже стала легендой, а Воломы – непроходимой глушью.
После закрытия монастыря в 1764 г., на Воломах был приход в селе Погост, образовавшемся вокруг Крестовоздвиженской церкви бывшей Симоно-Воломской пустыни. В конце 30-х гг. на Воломах организовали колхоз. В советское время здесь был сельсовет “Волома”, куда входили близлежащие селения: Анисимов починок и деревни: Дор, Мельница, Мартыниха, Покровка, Зимняк, Макеиха и Золотарь. В 70-е годы жителей этих деревень насильно переселили ближе к городу, и дома с тех пор стоят заброшенными. По некоторым данным церковь закрыли в 1934 г., и как единственное каменное строение в этом районе, долго использовали в качестве склада, а в последние годы существования деревни, как местный избирательный пункт.
Сегодня, посреди леса, стоят в окружении брошенных деревень руинированные колокольня и церковь, где сохранились настенные росписи, повествующие о житии основателя монастыря.

По благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, 2000 г.

>> <<